Армія Італійської соціальної республіки Army of RSI


Весной 1943 года страны Оси потеряли Северную Африку. Вызванный этим поражением кризис в итальянских правящих кругах сначала привёл к отстранению Бенито Муссолини от власти и его аресту, затем к подписанию перемирия, а 8 сентября 1943 года — капитуляции Италии перед антигитлеровской коалицией. Такой ход событий был вполне прогнозируемым, и командование вермахта ещё в мае 1943 года разработало план «Аларих», предусматривавший оккупацию Италии. Реализация этого плана началась сразу же после объявления о капитуляции, и Италия оказалась разделённой на два государства: законное правительство покинуло Рим и выехало на юг страны, на севере же возникла фашистская Итальянская социальная республика («Республика Сало»), существовавшая под полным контролем немцев. Что она собой представляла?
Практически сразу после начала операции «Аларих» немцы приступили к созданию коллаборантских органов власти. Поскольку Муссолини сначала находился под арестом, а после своего освобождения 12 сентября пребывал в плохом физическом и психологическом состоянии, создание «нового» итальянского государства поручили министру народной культуры Алессандро Паволини. Этот человек, «функциональный аналог» Геббельса в правительстве Муссолини, был идеальным кандидатом на должность гитлеровской марионетки. Однако Гитлер стремился во что бы то ни стало сохранить во главе итальянского государства Бенито Муссолини — во время личной встречи 14 сентября он убедил дуче вернуться в политику.
23 сентября был объявлен состав нового итальянского правительства, но работать оно начало лишь в октябре. Формально столицей Италии по-прежнему считался Рим, однако местопребыванием правительства стал курортный городок Сало: отсюда и широко известное название государства — «Республика Сало», хотя официально оно именовалось «Итальянской социальной республикой» (Repubblica Sociale Italiana — RSI). Главным её идеологом стал старый марксист Никола Бомбаччи, в прошлом друг и ученик Ленина. Он пытался объединить идеи социализма, коммунизма и фашизма, провозгласив отказ от «пресмыкания перед церковью, королем и финансистами». Предполагалось, что в частной собственности граждан останутся лишь продукты их личного труда, остальное же имущество станет коллективным, а распоряжаться им будут «комитеты трудового народа городов и сёл». Эта программа была одобрена в середине ноября 1943 года на учредительном съезде Республиканской фашистской партии в Вероне.
Большая часть итальянского общества отнеслась к новой власти прохладно, да и успехи «государственного строительства» были более чем скромными. Добиться более-менее эффективной работы государственных структур удалось лишь к весне 1944 года. В это же время в Италии началось очередное наступление союзников, которое удалось задержать лишь на рубеже реки По. Итальянская социальная республика фактически превратилась в тыловую полосу немецкой группы армий «С». Несмотря на недолгое существование, RSI успела обзавестись разнообразными силовыми структурами. Первой задачей, вставшей перед её правительством, стало обеспечение правопорядка.

Силы охраны правопорядка

В Италии никогда не существовало (и не существует по сей день) единой полицейской службы. В городах функционировала муниципальная полиция, подотчётная городским властям, в провинции «первую скрипку» играли королевские карабинеры, выполнявшие также задачи военной полиции. Последние в большинстве своём были лояльны королю Виктору Эммануилу III. После 9 сентября 1943 года на территории, оккупированной немцами, осталось около 11 тысяч карабинеров. Постепенно их разоружили, и спустя несколько месяцев на службе осталось только 1400 карабинеров — главным образом на административных должностях. Опасения фашистов насчет лояльности этих людей оказались обоснованным: более 7 тысяч бывших карабинеров ушло в подполье, 2735 из них погибли в борьбе против Гитлера и Муссолини.
Гораздо более лояльной к властям RSI оказалась другая полицейская структура — Добровольческая милиция национальной безопасности (Milizia Volontaria per la Sicurezza Nazionale – MVSN), или же «чернорубашечники». MVSN была создана в 1923 году из фашистских партийных боевых отрядов и постепенно расширяла свое влияние. В её составе появились специализированные структуры: железнодорожные, лесные, портовые, дорожные, почтовые, пограничные, противовоздушные. С началом итальянской агрессии против Эфиопии MVSN начала формировать собственные боевые части. Во время Второй мировой войны каждой итальянской пехотной дивизии старались придать двухбатальонный легион MVSN. Элитой «чернорубашечников» были батальоны «М» («Муссолини»). К июлю 1943 года сформировали 22 таких батальона.
После смещения Муссолини 25 июля 1943 года MVSN расформировали. Правда, касалось это, прежде всего, партийных структур, в то время как специализированные формирования милиции продолжали функционировать. После провозглашения RSI именно эти структуры стали основой для её правоохранительных органов. В течение всей осени шла дискуссия, какими должны стать эти органы: «фашистскими» (сформированными исключительно из «чернорубашечников» и подчиняющимися партии) или же «национальными» (созданными с привлечением более широкого круга полицейских и карабинеров и подчиняющимися государству). Отчасти это объясняет отсутствие общепризнанной даты создания нового полицейского формирования — историки приводят различные даты в диапазоне между 19 ноября и 19 декабря 1943 года.
Национальная республиканская гвардия (Guardia Nazionale Repubblicana — GNR) была порождением политического компромисса. Являясь государственной, а не партийной структурой, она была укомплектована бывшими членами MVSN, батальонов «М», а также выходцами из корпуса карабинеров. GNR подразделялась на 18 региональных инспекций, а те, в свою очередь, — на 94 провинциальные комендатуры. Каждой комендатуре подчинялся легион (батальон) сил охраны правопорядка. Кроме того, был сформирован целый ряд специализированных легионов и более мелких частей: железнодорожных, портовых, почтово-телеграфных, лесных, пограничных и дорожных.
Весной 1944 года численность GNR достигла 150 тысяч человек. Командующим гвардией назначили Ренато Риччи, бывшего министра корпораций и лидера молодёжного фашистского движения — его деятельность была направлена скорее на компромисс с обществом, а не на репрессивные действия. Характерно, что после войны Риччи был оправдан судом, признавшим, что GNR была чисто полицейским формированием, не принимавшим участия в репрессиях. В условиях войны мягкая политика Риччи не находила понимания у немцев, требовавших большей решимости в борьбе против партизан.

«Чёрные бригады»

Весенне-летнее наступление союзников 1944 года существенно ослабило позиции правительства RSI. 4 июня был потерян Рим, и хотя противника удалось остановить на укреплённой «Линии готов», Итальянская социальная республика оказалась под угрозой не только с юга, но и с запада (в августе союзники высадились в Южной Франции), и с востока (Красная армия разворачивала наступление на Балканах).
Одним из результатов наступления союзников стала полная дезорганизация Национальной республиканской гвардии, численность которой сократилась втрое — до 50 тысяч человек. 15 августа 1944 года GNR была милитаризована, перейдя в подчинение министерства обороны. Благодаря усилиям военных гвардию удалось реорганизовать и усилить, к весне 1945 года доведя её численность до 80 тысяч человек. В структуре GNR появилось и сугубо боевое соединение — противовоздушная и противотанковая дивизия «Этна» (Divisione Contraerea e Contracarro «Etna»), по сути, являвшаяся подвижным противодесантным резервом. В её состав входили четыре батальона «М», три штурмовых батальона, гренадёрский, противотанковый, парашютный батальоны, бронетанковая группа «Леонесса» и несколько других частей. Численность личного состава «Этны» достигала 7 тысяч человек.
30 июня 1944 года, когда стал очевидным кризис системы безопасности, опиравшейся на GNR, была создана партийная милиция с длинным названием «Вспомогательный корпус боевых групп чёрных рубашек» (Corpo Ausiliario delle Squadre d'Azione Camicie Nere), более известная как «Чёрные бригады» (Brigate Nere). Первоначально в рамках этого корпуса предполагалось создать 34 территориальные бригады, позже это число увеличилось до 56 бригад (41 территориальная, 7 отдельных пехотных и 8 моторизованных). Согласно штатам, территориальная бригада должна была насчитывать 1400 человек, объединённых в три батальона по четыре роты. Однако реалии существенно расходились с планами. В конце июля 1944 года в «Чёрных бригадах» служило 17 тысяч человек, месяц спустя — 30 тысяч, из которых были вооружены лишь 40% (немцы весьма неохотно передавали итальянцам оружие).

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Генерал Паттон, Степан Бандера і лейтенант Скубік

Фінські "надувні" бункери

Танк Станіслава Лема