Ascari del Cielo - лівійські парашутисти маршала Бадольо
«Колыбелью» воздушно-десантных войск Италии стала не метрополия, а одна из итальянских колоний — Ливия. Именно здесь благодаря усилиям губернатора — маршала авиации Итало Бальбо — в конце 30-х годов было создано первое боеспособное парашютное подразделение итальянских вооружённых сил. Что же оно собой представляло и как ливийские десантники проявили себя во Второй мировой?
В 20–30-е годы прошлого века в Италии, как и во многих других странах мира, возник немалый интерес к парашютному делу — прежде всего к его военно-прикладным аспектам. Для итальянских военных особенно заманчивой была идея переброски войск по воздуху с последующим десантированием в отдалённых районах колониальных владений: Ливии, Эритреи и Сомали. Это позволяло бы оперативно реагировать на угрозы в тех местностях, где отсутствовали постоянные гарнизоны, а также оперативно усиливать отдалённые военные посты. Впервые в боевых условиях парашютное десантирование было применено во время войны с Эфиопией в 1936 году – для снабжения передовых колонн, оторвавшихся от основных сил, на парашютах сбрасывали… живых овец. В то же время в СССР уже десантировали целые воинские соединения. Именно под влиянием советского опыта генерал Грациоли Франческо Савиеро, наблюдавший за высадкой десанта во время манёвров Красной армии, сумел в июне 1936 года добиться решения Генштаба о создании 1-го парашютного отряда (1. Reparto Paracadutisti). Однако это решение так и осталось на бумаге. 22 февраля 1937 года было отдано новое распоряжение, поручавшее командованию ВВС создать школу парашютистов, но и его не спешили выполнять.
Инициатива маршала Бальбо
В 1934 году маршал авиации Итало Бальбо, к тому времени завоевавший всемирную известность своими дальними перелётами, был назначен губернатором Ливии. Это назначение вряд ли можно рассматривать как почётную ссылку, ведь Ливия была самой богатой итальянской колонией, а губернатор обладал практически неограниченной властью на её территории, являясь не только высшим гражданским должностным лицом, но и командующим вооружёнными силами. Бальбо уделял большое внимание развитию инфраструктуры: за время его правления в Ливии было построено около 4500 км автомобильных и 400 км железных дорог, несколько современных аэродромов. В области военного строительства он выступал за создание сравнительно небольшой, но хорошо вооружённой и подвижной армии. Одним из нововведений Бальбо стало формирование «автомобильно-авиационных рот Сахары» (Compagnie Auto-Avio-Sahariane) — хорошо вооружённых моторизованных частей, поддерживаемых звеньями самолётов Са.309 и предназначенных для патрулирования отдалённых пустынных районов. Естественно, прогрессивный и инициативный маршал не мог оставить вне поля зрения парашютные войска.Видя, что в метрополии все идеи по созданию воздушно-десантных войск разбиваются о гранит бюрократии, Бальбо взял дело в свои руки. Дабы избежать вето со стороны Рима, он решил сформировать «туземную» парашютную часть, укомплектованную арабами. Начинать следовало с подготовки кадров. 1 марта 1938 года на аэродроме Кастель-Бенито неподалёку от Триполи была официально создана парашютная школа – первое итальянское учебное заведение подобного рода. Возглавил её подполковник Гоффредо Тонини — опытнейший колониальный офицер, кавалер Золотой медали за воинскую доблесть (высшей военной награды Италии). Кадровый офицерский и унтер-офицерский состав школы был представлен исключительно добровольцами, включая группу инструкторов, прибывших из Италии по приглашению Бальбо. Для обеспечения тренировочного процесса школе выделили шесть самолётов SM.81 «Пипистрелло» — после демонтажа бомбардировочного оборудования эти трёхмоторные бомбардировщики могли перевозить по 12 парашютистов.
12 февраля 1938 года, ещё до официального создания парашютной школы, Бальбо подписал приказ о наборе трёхсот курсантов. Поначалу имелись опасения, что местное мусульманское население, без энтузиазма воспринимавшее достижения западной цивилизации, не будет гореть желанием прыгать в бездну из чрева «железных птиц». Но материальные стимулы сыграли свою роль: для своих парашютистов Бальбо сумел добиться окладов на уровне лётного состава ВВС. Деньги, весьма неплохие даже по меркам метрополии, для ливийцев были целым состоянием. В парашютную школу обратилось более 2000 добровольцев, что позволило отобрать лучших из лучших.
Снаряжение
Среди прибывших из Италии специалистов был подполковник Просперо Фрери — пионер итальянского парашютного спорта, конструктор парашютов серии «Сальвадор». Фрери назначили на должность начальника учебной части школы, а его новейшее изделие — парашют D.37 — было принят в качестве стандартного. Однако вскоре оказалось, что D.37, создававшийся в качестве спасательного, не подходит для парашютно-десантных частей. Дело в том, что площадь его купола составляла всего 46 кв. м. Скорость спуска составляла около 7 м/с, что было приемлемо для прыгающего налегке пилота из подбитого самолёта, но слишком много для десантника с полной выкладкой, и вело к травмам и увечьям. К тому же конструкция подвесной системы парашюта совершенно исключала управление им. Систематическая эксплуатация D.37 в школе открыла ещё одну неприятную особенность — частые случаи неполного раскрытия купола. Если учесть, что запасной парашют не предусматривался, то статистика не должна удивлять: за время существования школы при прыжках с парашютом погибло 75 человек, а ещё 72 десантника получили увечья. Появление нового парашюта D.39 инструкторы и курсанты встретили с облегчением. Он отличался увеличенной площадью купола (54 кв. м) и, соответственно, сниженной скоростью спуска (6 м/с). Модернизации подверглась и подвесная система. Наконец, в начале 1940 года появилась ещё более совершенная модель парашюта — D.40.Парашютисты получили комбинезоны цвета хаки, застёгивавшиеся на молнию. Комбинезон имел четыре кармана, также с застёжками-молниями: два на груди и два на бёдрах. Шлем авиационного типа, застёгивавшийся под подбородком, — кожаный, коричневого цвета (реже — полотняный), часто его дополняли пилотские очки. Ботинки — коричневой кожи. Характерной чертой, показывавшей принадлежность парашютистов к ливийским колониальным войскам, был широкий полосатый бело-синий кушак. В целом форма колониальных парашютистов была удачной, но в ней отсутствовали некоторые необходимые элементы, прежде всего наколенники. Если рядовой состав выглядел более-менее одинаково, то для инструкторов школы единой формы одежды не предусматривалось. Они носили форму тех частей, из которых прибыли в Кастель-Бенито, модифицируя её сообразно условиям службы.
Штатным вооружением парашютистов был 6,5-мм карабин «Каркано» мод. 91TS (Truppe Speciali — «специальные войска») — укороченный вариант винтовки мод. 91. В качестве лёгкого автоматического оружия применялся ручной пулемёт «Бреда» мод. 30. Парашютисты совершали прыжки лишь с пистолетами, а карабины и ручные пулемёты сбрасывались отдельно.
«Воздушная пехота»
22 марта 1938 года был сформирован учебный парашютный батальон «воздушной пехоты» (Battaglione allievi paracadutisti «Fanti dell'aria»), командиром которого назначили подполковника Тонини. В организационном отношении батальон подразделялся на четыре роты. Ливийцев, служивших в батальоне, называли «небесными аскари» («Ascari del Cielo») Слово «аскари», уходящее корнями в турецкий язык, в итальянской военной терминологии означало колониальных солдат.See more: http://warspot.ru/8727-nebesnye-askari-marshala-balbo
Коментарі
Дописати коментар