Hungary in agression contra Yugoslavia 1941 Угорщина в агресії проти Югославії

Будучи частью двуединой Австро-Венгерской монархии, Венгрия разделила тяжесть ее поражения в Первой мировой войне. В соответствии с Трианонским договором, подписанным 4 июня 1920 года, она лишилась двух третей своей территории и почти 60% населения в пользу Румынии, Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев. Потеря имперского статуса стала огромным потрясением для миллионов венгров, мечтавших о воссоединении всех земель короны Святого Иштвана. Не прошло и двух десятилетий, как эти мечты начали осуществляться.
В 1938 году Венгрия вместе с Германией и Польшей приняла участие в разделе Чехословакии по первому венскому арбитражу, присоединив территории площадью 12 000 кв. км с населением более 1 млн человек. В следующем году она оккупировала Карпатскую Украину (11 000 кв. км, 520 000 человек населения) и часть Словакии (1700 кв. км, 70 000 населения). В августе 1940 года пришел черед Румынии – по второму венскому арбитражу ей пришлось уступить Венгрии территорию Семиградья (43 000 кв. км с 2,5 млн населения). Естественно, все эти территориальные приобретения были возможны лишь при поддержке могущественного союзника, каковым для Венгрии стала нацистская Германия.
К 1941 году нерешённым оставался словацкий вопрос, но его пришлось снять с повестки дня, поскольку Словакия также являлась немецким сателлитом. Иначе обстояло дело с Югославией. Несмотря на имевшиеся территориальные разногласия, в декабре 1940 года обе страны подписали договор «О вечной дружбе», ратифицированный 27 февраля 1941 года. Но в ночь с 26 на 27 марта 1941 года в Югославии произошел переворот, возглавляемый командующим ВВС генералом Душаном Симовичем. Новые власти Югославии были настроены антинацистски, и уже утром 27 марта Гитлер принял решение об уничтожении ее как государства. Была молниеносно создана коалиция, в которую, кроме Германии, вошли Италия, Болгария, Румыния и Венгрия. Взаимодействие с Венгрией Гитлер возложил на Главное командование сухопутных войск, откомандировавшее для переговоров генерала Фридриха Паулюса.
Предложение Гитлера о совместном нападении на Югославию вызвало в венгерских правящих кругах замешательство. С одной стороны, это давало отличный шанс инкорпорировать очередную порцию «утерянных земель». С другой – неминуемым становилось непосредственное столкновение с Великобританией и её союзниками. К тому же, не стоило забывать о договоре «О вечной дружбе», на ратификационных грамотах к которому ещё не успели высохнуть чернила. Но и отказать Германии было непросто – в таком случае Венгрия могла бы стать следующей жертвой агрессии. На слуху была фраза фельдмаршала Вильгельма Кейтеля, оброненная в 1940 году в ответ на вопрос, сколько времени понадобилось бы вермахту, чтобы занять Венгрию: «24 часа», – ответил он. «Но ведь венгерская армия окажет сопротивление», – возразил собеседник. «А, в таком случае 12 часов – мы не будем тратить время на ненужные церемонии», – сказал фельдмаршал.
Вечером 27 марта после бурных дебатов, в которых участвовали регент Венгрии адмирал Миклош Хорти, премьер-министр Пал Телеки и министр иностранных дел Ласло Брадосси, было принято решение о подготовке к войне, которое продвигал Хорти. 28 марта соответствующее письмо было доставлено Гитлеру, и тот немедля обязался удовлетворить территориальные требования Венгрии. 30 марта в Будапешт прибыл Паулюс, проведший совещание с начальником венгерского генштаба генералом Генрихом Вертом. Стороны определили, что Венгрия выставит против Югославии 15 бригад, кроме того, на венгерскую территорию будет допущена немецкая 2-я армия. 1 апреля немецкие войска в составе 46-го моторизованного и 42-го армейского корпусов начали выдвижение из района Клагенфурт–Грац, а на следующий день вступили на территорию Венгрии.
30 марта состоялось заседание Высшего совета обороны Венгрии. Ключевым вопросом являлся поиск достаточно весомого политического аргумента, способного оправдать нарушение югославско-венгерского договора. Наиболее желательным выходом был признан раздел Югославии – например, путем отделения Хорватии.
В ночь с 2 на 3 апреля покончил жизнь самоубийством премьер Телеки, являвшийся ярым противником вступления страны в войну против Югославии. Свои мысли он изложил в исполненном драматизма посмертном письме к Хорти. Смерть Телеки произвела глубокое впечатление на венгерское общество, правящие круги Венгрии и даже на Гитлера, но смогла задержать военные приготовления лишь на пару дней.

Мобилизация вооруженных сил Венгрии

Численность Королевской венгерской армии (Magyar Királi Honvédség – MKH) в соответствии с Трианонским мирным договором не должна была превышать 35 000 человек. Ей запрещалось иметь авиацию, танки, тяжелую артиллерию, а численность других видов вооружений ограничивалась. Однако регент Хорти вовсе не собирался считаться с этими ограничениями. Уже в 1928 году численность МКН превысила 40 000, а десять лет спустя достигла 85 000 человек. Благодаря введению всеобщей воинской повинности с двухлетним сроком действительной службы удалось создать немалые мобилизационные резервы (в 1938 году – 200 000 человек).
Весной 1941 года структура МКН включала три штаба армий, девять армейских корпусов (в каждом – три пехотные бригады с частями усиления), Подвижный корпус (две моторизованные и одна кавалерийская бригады), две пограничные бригады и ряд отдельных частей. Авиация включала пять авиаполков – два бомбардировочных, два истребительных и один взаимодействия с армией (объединял корпусные разведывательные эскадрильи), дальнеразведывательный дивизион и парашютный батальон. Кроме того, имелась Дунайская флотилия с несколькими канонерскими лодками и бронекатерами.
Немецкое Главное командование сухопутных войск предполагало, что Венгрия выставит против Югославии две армии, которые нанесут удар южнее рек Драва и Дунай на Осиек и Нови-Сад, заняв Воеводину (Бачку). Однако вскоре эти планы подверглись корректировке в сторону уменьшения. 5 апреля генерал Паулюс и венгерский министр национальной обороны генерал Карой Барта согласовали, что Венгрия выставит против Югославии четыре армейских корпуса (1-й, 4-й, 5-й и 7-й), усиленные Подвижным корпусом. В тот же день Совет министров Венгрии одобрил мобилизацию этих корпусов, а также авиации и Дунайской флотилии.
Соединения должны были достичь маршевой готовности к 11 апреля. Но и это решение оказалось не окончательным: ввиду весеннего половодья мобилизацию 7-го корпуса провести не удалось. Таким образом, вместо ожидавшихся двух армий Венгрия смогла выставить лишь одну – 3-ю (штаб в городе Кишкунгалаш) под командованием генерала Элемера Новака Готонди. 4-й корпус генерала Ласло Хорвата действовал на правом крыле армии, 1-й корпус генерала Золтана Дечлева – в центре, 5-й корпус генерала Антала Силлеи – на левом фланге. Подвижный корпус генерала Белы Миклош-Дальноки составлял резерв, его предполагалось применять побригадно для усиления армейских корпусов. 9 апреля 1941 года отмобилизованная армия насчитывала около 385 000 человек личного состава, 99 000 лошадей, 32 000 повозок и 11 500 механических транспортных средств. Дунайская флотилия располагала канонерскими лодками «Шопронь», «Дьёр» и «Кечкемет», бронекатерами «Тюзер» и РМ-1. В авиации насчитывалось 287 боевых самолетов (96 истребителей, 96 бомбардировщиков, 95 разведчиков) и 10 транспортных. Бронетехника была сосредоточена в бригадах Подвижного корпуса – двух моторизованных и кавалерийской. Каждая моторизованная бригада по штату имела две роты лёгких танков 38М «Толди» (по 20 машин), кавалерийская – одну. Кроме того, каждая из трёх бригад располагала ротой танкеток CV 3/35 (20 единиц) и ротой бронемашин 39М «Чаба» (10 единиц) – для них, равно как и для танков «Толди», вторжение в Югославию стало боевым дебютом.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Генерал Паттон, Степан Бандера і лейтенант Скубік

Фінські "надувні" бункери

Танк Станіслава Лема