Garfagnana 1944 - "італійські Арденни"
Бои, разгоревшиеся в итальянском горно-лесистом районе Гарфаньяна в последние дни 1944 года, во многих отношениях напоминают знаменитую битву в Арденнах, происходившую примерно в то же время. Правда, «итальянские Арденны» имели значительно меньший размах – быть может, именно благодаря этому войскам Оси удалось добиться локального успеха в наступательных боях против американцев.
К концу 1944 года основные военные силы Итальянской социальной республики (ИСР) занимали позиции на укрепленной «Готской линии». Немецкое командование, не особо надеясь на своих союзников, доверило итальянцам сравнительно спокойный западный фланг этой линии. Характер здешней местности позволял не ожидать широкомасштабных наступательных операций со стороны противника. Более опасным считался центральный участок – здесь немцы расположили свою 14-ю армию с одним итальянским соединением (1-й дивизией берсальеров «Италия»). На западном фланге находилась армия «Лигурия», костяк которой составляли три итальянские дивизии (2-я дивизия гренадеров «Литторио», 3-я дивизия морской пехоты «Сан-Марко» и 4-я альпийская дивизия «Монтероза»), усиленные несколькими немецкими частями.
Планирование наступления
В октябре 1944 года немецко-итальянское командование начало проработку возможной наступательной операции в районе Гарфаньяна. Эта местность, принадлежащая к провинции Лукка, с северо-востока ограничивается главным хребтом северных Апеннин, а с запада – массивом Апуанских гор. Гористый район покрыт густыми лесами, среди которых разбросаны немногочисленные деревни с каменными строениями. Характерной чертой климата Гарфаньяны являются обильные осадки, зимой создающие глубокий снежный покров, сковывающий маневр в и без того труднопроходимой местности.
Инициатива шла «снизу» – от командира дивизии «Монтероза» генерала Марио Карлони и командира немецкой 42-й пехотной дивизии (ПД) Вальтера Йоста. Идея получила поддержку как руководства ИСР, так и главнокомандующего войсками Оси в Италии фельдмаршала Альберта Кессельринга. Первоначальный план предполагал нанесение удара силами итальянских дивизий «Сан-Марко» и «Монтероза» и одной немецкой дивизии при поддержке максимально возможного количества танковых частей и большинства имевшейся в Италии немецкой авиации. Ударная группировка численностью 40 000 человек должна была прорвать позиции 4-го корпуса 5-й американской армии, отбить города Лукка и Пиза, а в дальнейшем – стратегически важный порт Ливорно (основную перевалочную базу союзников на западном побережье Италии). Предполагалось, что эта операция вынудит противника перебросить на западный фланг часть сил с центрального участка фронта, где, как предполагали генералы Оси, союзники готовились к решающему удару на Болонью и Равенну.
План, прекрасно выглядевший на бумаге, не имел ничего общего с реальным положением дел. Три дивизии, которые предполагалось задействовать – итальянские «Сан-Марко» и «Монтероза» и немецкая 148-я ПД (укомплектованная, в основном, эльзасцами) – являлись полноценными боевыми частями лишь на бумаге. Фактически же боеспособными были лишь некоторые батальоны из их состава. Танковых частей в Гарфаньяне не имелось вовсе, а их переброска с центрального участка фронта не могла остаться незамеченной разведкой союзников. Нехватка авиабензина и господство противника в воздухе делали невозможной эффективную авиационную поддержку наступления. Поэтому план операции «Винтергевиттер» («Зимняя гроза» – так называлась и операция по прорыву окружения под Сталинградом, провалившаяся в конце 1942 года), окончательно утвержденный 10 декабря 1944 года, предусматривал привлечение гораздо более скромных сил. Аппетиты пришлось существенно ограничить: ширина фронта наступления сузилась до 20 км, глубина прорыва не должна была превышать 25 км. При этом задача оставалась прежней – добиться локального успеха на западе, вынудив противника ослабить давление на других участках.
Коментарі
Дописати коментар