Armoured units of RSI


Маршал Родольфо Грациани, стоявший у истоков создания армии Итальянской социальной республики, предлагал сформировать в её составе двадцать пять дивизий, в том числе, пять танковых. Однако жизнь внесла свои коррективы в эти планы – немцы, под полным контролем которых находилась Итальянская социальная республика, отказались санкционировать создание хотя бы одной танковой дивизии. В итоге бронированный кулак «Республики Сало» свели к нескольким импровизированным танковым батальонам, вооруженным чем попало…
Поражение немецко-итальянских войск в Северной Африке весной 1943 года привело к тому, что итальянская армия оказалась без бронетанковых соединений – дивизии «Ариете» и «Чентауро» были разгромлены. Уже в мае 1943 года в окрестностях Рима началось восстановление танковых войск. Одна дивизия (135-я ТД «Ариете II») формировалась в составе Королевской армии, другое же соединение, по замыслу Муссолини, должно было стать аналогом немецких дивизий СС. Оно формировалось из личного состава Добровольческой милиции национальной безопасности (Milizia Volontaria per la Sicurezza Nazionale – MVSN) или же «Чёрных рубашек», а точнее – батальонов «М», являвшихся элитой «чернорубашечников». Соединение, названное 1-й танковой дивизией «Чёрных рубашек» «М», создавалось под руководством немецких инструкторов (как из войск СС, так и из вермахта) и должно было получить немецкое вооружение. Однако после отстранения от власти Муссолини немцы прекратили поставки техники, а 15 августа 1943 года дивизию подчинили командованию Королевской армии – она стала 136-й ТД «Чентауро II»


В начале сентября 1943 года обе ТД вошли в состав Танково-моторизованного корпуса под командованием генерала Джакомо Карбони. К этому времени 135-я ТД располагала 48 танками М 15/42 и штурмовыми орудиями Semovente 75/18, 42 САУ Semovente 75/32 и 12 Semovente 105/25, а также 12 лёгкими истребителями танков Semovente 47/32 и 43 бронеавтомобилями АВ 41. 136-я ТД, помимо 45 итальянских танков М 15/42, имела 36 немецких машин: по дюжине танков Pz.Kpfw. IV Ausf. H, Pz.Kpfw. III Ausf. M и штурмовых орудий StuG III Ausf. G. 9–10 сентября части корпуса Карбони пытались оказать сопротивление немецким войскам в районе Рима, но были разбиты. Обе дивизии прекратили свое существование, а немцы быстро прибрали к рукам их технику и вооружение. Даже морально устаревшие танки могли найти применение в вермахте, войсках СС и полиции – например, учебных подразделениях или оккупационных силах на неспокойных Балканах.
План создания вооруженных сил Итальянской социальной республики (ИСР), одобренный Гитлером в октябре 1943 года, предусматривал формирование четырех пехотных дивизий, однако формирование танковых частей немцы не санкционировали. Поэтому командованию армии ИСР пришлось прибегнуть к импровизации.

«Леонесса»

Многие офицеры и солдаты бывшей 136-й ТД являлись выходцами из «чернорубашечников», сохраняли верность Муссолини и стремились продолжать борьбу на стороне нацистской Германии. Именно эти военнослужащие, многие из которых имели за плечами опыт боев в Восточной Африке (1935–1939 годы), Греции (1940–1941 годы) и на Восточном фронте (1942–1943 годы), составили костяк первой танковой части ИСР. Датой её основания считается 21 сентября 1943 года, причем это стало возможным благодаря инициативе снизу. Несколько десятков солдат и офицеров, изнывавших от безделья в казармах «Муссолини» в Риме, объявили себя 4-м танковым полком и бросили через римское радио клич – всем желающим присоединяться к ним. Вскоре часть сменила название, став батальоном «Леонесса» (ит. – «львица»).
Поначалу батальон возглавлял подполковник Фернардино Тези, но 15 октября 1943 года он получил назначение в Департамент вооружений Министерства экономики ИСР. Тези сменил майор Приамо Свич, с назначением на должность повышенный в звании до подполковника. Батальон «Леонесса» формировался не в составе вооруженных сил ИСР, а в Национальной республиканской гвардии (Guardia Nazionale Repubblicana – GNR). Это формирование являлось аналогом MVSN (расформированной после смещения Муссолини в конце июля 1943 года), то есть, «чернорубашечников», но, в отличие от неё, подчинялось не партии, а государству.
Главной проблемой, с которой пришлось столкнуться командованию «Леонессы», являлось практически полное отсутствие бронетехники. Руководство GNR в октябре 1943 года даже рассматривало возможность реорганизации батальона в пехотный. Командир «Леонессы» организовал несколько небольших групп, которые разъехались по всей Северной Италии в поисках танков и бронемашин. Они посетили склады в Болонье, Верчелле, Вероне, Сиене и других городах – главной проблемой при этом было добиться согласия немцев на передачу хоть какой-то техники. Все, что удалось раздобыть, свозили в Монтичиари – этот городок под Брешией стал местом дислокации батальона. Здесь же под руководством лейтенанта Джузеппе Сончини организовали ремонтную мастерскую. Усилия военных дали свои плоды: в начале 1944 года «Леонесса» располагала 35 средними танками М 13/40, М 14/41 и М 15/42, пятью легкими L 6/40, одним истребителем танков Semovente 47/32, 16 танкетками CV 33 и CV 35, 18 бронеавтомобилями АВ 41 и АВ 43 и одним бронеавтомобилем «Линче». Также имелось несколько десятков автомобилей различных марок и даже собственная артбатарея с четырьмя 75-мм пушками «75/27» и восемью артиллерийскими тягачами SPA 37.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Генерал Паттон, Степан Бандера і лейтенант Скубік

"Триголовий" бронепотяг

Фінські "надувні" бункери