Hungary in operation "Barbarossa" (Part 3)


Разгром советских войск под Уманью в начале августа 1941 года и значительное смещение венгерского 1-го Подвижного корпуса к югу привели к его переподчинению — из состава 17-й армии вермахта он перешёл под командование 1-й танковой группы. Теперь венгерские бригады совместно с немецкими танковыми дивизиями должны были продолжать движение на юг — к устью реки Южный Буг и городу Николаеву.
Летние сражения сильно подорвали боевой потенциал Подвижного корпуса. Ограниченность ресурсов Венгрии не была тайной — ещё во время мобилизации корпуса в июне 1941 года начальник генштаба генерал Верт предупредил его командира генерала Миклоша о необходимости «бережного расходования ресурсов, прежде всего — бронетехники». Миклош не мог рассчитывать на быстрое восполнение потерь, поскольку приоритет в получении новой техники отводился частям, остававшимся в Венгрии.
Даже в тех случаях, когда для Подвижного корпуса выделялось пополнение, доставить его на фронт было не так просто. 27 июля из Венгрии отправили 14 танков «Толди», 9 танкеток и 5 бронеавтомобилей «Чаба». Приоритет на железнодорожных магистралях отдавался эшелонам с грузами для вермахта, поэтому Подвижный корпус получил технику лишь 7 октября. А пополнение было корпусу крайне необходимо — по состоянию на 5 августа, когда ещё шла битва под Уманью, в его составе насчитывалось всего 43 танка «Толди» (менее половины штатной численности). Ещё 14 танков находились в ремонте, а 24 были безвозвратно потеряны. Не лучше дело обстояло с бронеавтомобилями «Чаба»: 20 единиц находилось в строю, 13 — в ремонте, а 24 были потеряны бесповоротно либо отправлены на капремонт в Венгрию. С серьёзными проблемами столкнулись и кавалеристы — численность верховых лошадей едва дотягивала до половины штата. Одной из причин потерь конного состава стали новые сёдла образца 36М, принятые взамен 96М, применявшегося ещё в годы Первой мировой. Новое седло было удобным для обучения, но совершенно непригодным для длительных маршей, так как наносило лошадям многочисленные раны. В развернувшейся манёвренной войне венгерская кавалерия становилась всё большим балластом.

Цель — Николаев

Несмотря на все проблемы, в конце первой декады августа бригады 1-го Подвижного корпуса вновь находились на марше, продвигаясь на юго-восток вдоль берегов Южного Буга. У посёлка Константиновка и города Вознесенск колонны корпуса едва ли не впервые за кампанию подверглись налёту советской авиации. Это не помешало венгерским бригадам развернуться для новой битвы, начавшейся 10 августа на дальних подступах к Николаеву в междуречье Южного Буга и Ингула. Шаг за шагом венгры пробивались на юг, ведя бои в районе Новой Одессы. 1-я моторизованная бригада наступала на левом фланге, 2-я — на правом. 1-я кавбригада 14 августа форсировала Ингул, поддержав на его левом берегу немецкую бригаду «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер».
Хотя многие бои были весьма тяжёлыми, а сопротивление советских войск упорным, немецкие и венгерские части шли вперёд. 16 августа состоялась одна из последних в истории атак кавалерии в конном строю, которую возглавил командир 4/2-го батальона (2-го батальона 4-го гусарского полка) майор Катман Мекеч. Два его эскадрона, поддержанные огнём трёх пулемётных взводов и батареи конной артиллерии, галопом двинулись на советские окопы. Красноармейцы, не ожидавшие подобных действий, оставили окопы и бросились врассыпную. 17 августа битва за Николаев фактически завершилась — в течение семи недель венгерские части прошли по диагонали почти всю Правобережную Украину, но «омыть сапоги» в Чёрном море им не удалось.

Путь к Днепру


25 августа, после недельной передышки, 1-й Подвижный корпус получил новое задание: прикрыть южный фланг группы армий «Юг» вдоль правого берега Днепра в районе Никополь-Запорожье-Днепропетровск. Венгерские части должны были «разгрузить» 17-ю армию и 1-ю танковую группу, обеспечив им свободу манёвра выше по течению Днепра — после форсирования реки у Кременчуга командование группы армий «Юг» намеревалось развивать наступление с целью окружения войск Юго-Западного фронта в районе Киева. Для выхода в заданный район Подвижный корпус совершил 300-километровый марш на северо-восток.
Выйдя к Днепру, венгерские части заняли позиции южнее Днепропетровска: в излучине реки у Запорожья (2-я моторизованная бригада) и Никополя (1-я моторизованная бригада). Тыловые части расположились в районе Кривого Рога. Планировалось, что корпус будет оборонять стокилометровую полосу фронта (на самом деле вдвое большую). Командование корпуса располагало шестнадцатью батальонами пехоты, кавалерии и велосипедистов — то есть на каждый из них приходилось по 12,5 км фронта. При этом численность большинства батальонов не превышала половины штатной, а в некоторых едва дотягивала до трети. Артиллерийская поддержка осуществлялась двадцатью батареями. В такой ситуации единственно возможным способом организации обороны стало создание «пунктирной линии» ротных опорных пунктов, промежутки между которыми контролировались патрулями. Генерал Миклош постарался создать подвижные резервы, выделив для этой цели часть мотопехоты, а также все имевшиеся танки и бронеавтомобили.
В течение шести недель венгры находились на линии Днепра, время от времени вступая в бой с советскими частями, пытавшимися создать небольшие плацдармы на правом берегу и захватить острова на реке. Особенно часто подобные стычки происходили в полосе 2-й моторизованной бригады. Подразделения 1-й моторизованной бригады 6 сентября передали свои позиции в районе Никополя немецкой пехоте, а сами расположились несколько севернее 2-й бригады. Таким образом, линия, удерживаемая Подвижным корпусом, сократилась, благодаря этому венграм удалось уплотнить свои боевые порядки.
Севернее гремело Киевское сражение, закончившееся разгромом четырёх советских армий, а на фронте, занимаемом венграми, было сравнительно тихо. Тем временем венгерские власти вели переговоры с немецким командованием о возвращении 1-го Подвижного корпуса на родину. В конце концов немцы согласились на поэтапный вывод венгерских частей. Первыми 10 октября начали грузиться в эшелоны подразделения 1-й кавалерийской бригады, в эскадронах которой некомплект достигал 75%. За ними последовали велосипедисты, затем в Венгрию отправили 700 больных (ещё примерно такое же количество оставалось в полевых госпиталях).
Части, остававшиеся на фронте, подверглись реорганизации. Все уцелевшие танки «Толди» вместе с полученным 7 октября пополнением (в общей сложности 35-40 машин) свели в полевой танковый батальон, созданный на базе 1-го бронеразведывательного батальона 1-й моторизованной бригады, а танковые батальоны моторизованных бригад расформировали. Вывод части подразделений Подвижного корпуса создал некоторый сверхкомплект автомобилей. Лишнюю технику передали мотоциклистам, так как их машины (в основном гражданских моделей, полученные в ходе мобилизации) были полностью изношены. В мотобригадах на основе моторизованных батальонов создали боевые группы, усиленные артиллерией, противотанкистами, зенитчиками и сапёрами. В каждом батальоне пришлось расформировать по одной стрелковой роте, доукомплектовав за её счет две другие стрелковые и пулемётную роту.
12 октября под проливным дождём реорганизованные мотобригады Подвижного корпуса начали переправу через Днепр. На левом берегу они присоединились к немецким частям, наступавшим по направлению к городу Изюм. «Соседом» венгров была 257-я пехотная дивизия — старые знакомые ещё со времён боёв под Уманью. Наступление велось в основном по просёлочным дорогам, превратившимся в труднопроходимые болота.
19 октября после ожесточённых боёв моторизованные бригады форсировали речку Бритай, а 21 октября прорвали советские позиции на шоссе, ведущем к Изюму. В тот день одна из боевых групп 1-й моторизованной бригады подошла к селу Мечебилово (на юге Харьковской области), где встретила сильное сопротивление. Советские части пытались контратаковать, остановить их удалось, лишь введя в бой танки. На правом фланге боевые группы 2-й мотобригады сосредоточились у города Барвенково.
28-30 октября обе бригады 1-го Подвижного корпуса подошли к реке Северский Донец южнее города Изюм. Здесь наступление захлебнулось — неожиданный удар нанёс «генерал Мороз» (температура упала до 20 градусов ниже нуля). К тому же, венгерские части (как, впрочем, и немецкие) были сильно измотаны предыдущими боями и тяжёлым маршем. Генерал Миклош лично отправился в Будапешт, чтобы передать командованию сведения о плачевном состоянии вверенных ему частей, в столице ему удалось добиться долгожданного приказа о возвращении корпуса домой.
6 ноября начался отвод тыловых подразделений, а 10-го боевые группы моторизованных бригад приступили к передаче своих позиций немцам. Затем части Подвижного корпуса отправлялись в Днепропетровск, а далее через Винницу в Венгрию. Последний эшелон с военнослужащими Подвижного корпуса прибыл на станцию Сольнок лишь 5 января 1942 года. Для Венгрии это отнюдь не означало конца войны — на Украине оставались венгерские оккупационные части, а военно-политическое руководство страны под давлением Германии согласилось в 1942 году отправить на Восточный фронт уже не корпус, а целую армию.

Промежуточные итоги

В ходе кампании 1941 года 1-й Подвижный корпус прошёл по Украине около 2000 км. Поход оказался нелёгким испытанием для венгров — корпус потерял убитыми и ранеными около 4000 человек. С одной стороны, это составляло лишь около 10% от первоначального состава корпуса, с другой — гибли и получали ранения преимущественно бойцы подразделений «первой линии», что обусловило значительный некомплект мотопехоты и кавалерии. Огромными были утраты техники. Подвижный корпус потерял все 65 танкеток «Ансальдо», из 95 танков «Толди» (81 машина первоначального состава и 14 полученных в качестве пополнения) было безвозвратно утрачено 25, ещё 62 машины нуждались в капитальном ремонте — в строю оставалось всего 8 танков. Было потеряно или выведено из строя 90% бронеавтомобилей «Чаба», а также примерно 1200 других моторных транспортных средств (автомобилей, мотоциклов, тягачей) и 28 артиллерийских орудий. Что же касается урона, причинённого советским войскам, то известно, что части Подвижного корпуса взяли в плен 17 000 красноармейцев (из них 8000 на счету 1-й моторизованной бригады).
Главным уроком, вынесенным венгерским командованием из кампании 1941 года, стал вывод об отсталости собственной армии. Танкетки оказались «мальчиками для битья», а экипажам «Толди» попросту повезло не встретиться на поле боя с Т-34 или КВ. Слабая венгерская промышленность не могла удовлетворить потребности армии. Производство среднего танка 40М «Туран» (примерно соответствовавшего немецкому Pz. III и отстававшего от Т-34) началось лишь в апреле 1942 года.
Ещё одним следствием участия Подвижного корпуса в агрессии против СССР стало то, что Венгрии объявила войну Великобритания. Это произошло 7 декабря 1941 года (дипломатические отношения с Будапештом британцы разорвали ещё в апреле после вторжения венгерских войск в Югославию). 13 декабря уже сама Венгрия под давлением Германии объявила войну США. Правда, Соединённые Штаты этого поначалу «не заметили» и объявили войну Венгрии лишь 5 июня 1942 года.
from https://warspot.ru/10533-k-chyornomu-moryu-i-dnepru

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Генерал Паттон, Степан Бандера і лейтенант Скубік

"Триголовий" бронепотяг

Фінські "надувні" бункери